Радио слушают те, кто по каким-то причинам не имеет доступа к телевидению и прессе. Этот коммуникационный канал очень часто является единственным источником информации для автомобилистов, дачников или людей проводящих много времени на природе. Радио – это то, что можно взять с собой туда, куда не потащишь ни телевизор, ни кипу газет. И это очень ценится рекламодателями. Радио мобильно и очень хорошо воспринимается аудиторией. Согласно социологическим исследованием эффективность минутного рекламного сообщения на радио равняется трем четвертым эффективности телеролика. И это при том, что реклама на радио стоит гораздо дешевле, чем ее аналог на телевидении.
Доступность радио играет решающую роль в эффективности рекламных сообщений. Радио играет 24 часа в сутки во многих офисах страны, в транспорте и в плеере отдельных людей. Это дает радио возможность давать аудитории информацию именно там, где ей удобно – это во-первых; а во-вторых, в тех местах, куда не могут добраться ни пресса, ни ТВ. Радио прочно закрепилось в нашей жизни.
Еще одной прекрасной особенностью радио является его мгновенность. Сообщение переданное в эфире радио тут же воспринимается адресатом. То есть в случае с радио эффективность рекламы проявляется сразу. К тому же реклама на радио помещается в небольшие блоки и зачастую слушатель не успевает переключить волну или выключить приемник, зная, что рекламная пауза скоро закончиться. Чего не скажешь о ТВ.
А еще реклама на радио это, пожалуй, наименьшая степень раздражения аудитории. Очень часто люди слушают радио в фоновом режиме, то есть, они в это время занимаются основным своим занятием, например готовят на кухне ужин. А радио заполняет тишину. Радио в отличии от телевизора не требует концентрации внимания. Так, если мы отвернемся от телевизора, то вскоре у нас возникнет ощущение, что мы что-то пропускаем и нам захочется посмотреть на экран. Радио же не сковывает руки. Оно не требует такого внимания, а значит гораздо чаще находиться с нами. Даже если человек слушает радио в фоновом режиме, он воспринимает и даже запоминает то, что вызывает у него интерес, удивление или другие эмоции.
Еще одним плюсом радио является его интерактивность. Аудитория может быть участником вещания благодаря смс, телефонам и интернету. Такая возможность зачастую держит около радиоприемников значительное время и без перерывов, несмотря на рекламные блоки и вопреки им.
А теперь поговорим о недостатках рекламы на радио. Они, как и достоинства, связаны с его спецификой, как канала информации, с обстановкой восприятия и темпом жизни:
– воздействие только звуком
– невозможность услышать рекламу еще раз, сразу после первого прослушивания
– отсутствие визуализации, то есть практически отсутствует эффект узнавания
Чтобы обезопасить свою рекламу от таких негативных последствий радио-канала, реклама для радио должна соответствовать некоторым параметрам, которые облегчают восприятие:
– сообщение должно быть понятным аудитории с первого раза
– сообщение должно запоминаться без значительных усилий
– сообщение не должно быть перегруженным звуками, шумами и одинаковыми фразами; такие рекламы пусть и обращают на себя внимание, в целом вызывают негативную реакцию.
Существует несколько видов рекламных сообщений на радио:
– информационное (информация о товаре прочитанная на музыкальном фоне);
– игровое (монолог или диалог в исполнении нескольких дикторов в процессе которого происходит какое-то действие или разыгрывается какая-то ситуация, так же может быть под музыку);
– музыкальное (стихи положенные на музыку или песня);
Каждый из этих типов воспринимается немного по своему, но в целом является радио сообщением. Когда человек слушает радио в наушниках или у себя дома появляется ощущение определенного рода уединения. Несмотря на то, что радио это массовое средство информации – слушаем мы его сами. От того и реклама на радио воспринимается персонифицировано: “будет ли мне это интересно?”
Несмотря на все плюсы радио, как средства донесения рекламной информации, радиостанциям пока удается не тонуть в рекламе. Расставлять ее в эфирной сетке так, чтобы у слушателя не возникло желания переключить на другую волну. При том, что сделать это очень просто – большая часть потребителей все же дожидается конца короткого рекламного блока. И это, пожалуй, главное преимущество радио. Потому что по телевизору на рекламе зачастую переключают, в прессе могут и вовсе перелистнуть страницу… Ключом эффективности радио рекламы можно назвать смесь незатейливости и оригинальности. Помните, что на радио реклама не повторяется сразу, вы должны рассчитывать на восприятие с первого раза. Потому что радио не самый лучший способ выработать у аудитории реакцию на товар, это, скорее, полезное информирование.